Должную осмотрительность заменили коммерческой


Налоговики стали активно применять термин «коммерческая осмотрительность» вместо «должная». Из-за этого требований к поставщикам и документам стало больше.
Чем коммерческая осмотрительность отличается от должной?
Теперь для проверки контрагента недостаточно собрать формальный пакет документов, как это делали раньше. Налоговики применяют новый термин — «коммерческая осмотрительность».
Коммерческая осмотрительность означает, что компания проверяет контрагента не для ФНС, а чтобы избежать гражданско-правовых рисков, связанных с исполнением договора. То есть налоговики теперь настаивают — компания должна убедиться, что контрагент добросовестный, он исполнит обязательства по сделке и не скроется с деньгами. Если вы заключите сделку с таким надежным контрагентом, то и налоговых рисков у вас не будет.

Чтобы проявить коммерческую осмотрительность, нужно оценить деловую репутацию поставщика,
платежеспособность и возможность исполнения им сделки. Значит, придется изучать бухгалтерскую отчетность, сайт и рекламу поставщика. Также нужно узнать адреса офиса и производства, убедиться, что у контрагента есть достаточные активы и персонал.
Судебная практика покажет, добросовестно ли контрагент исполняет договорные обязательства.

Проверяем адрес поставщика, чтобы убедиться, что он работает
Налоговики рекомендуют удостовериться, что поставщика можно найти по юридическому адресу. Если по этому адресу у контрагента нет офиса, стоит выяснить фактическое местонахождение компании, запросить адрес производства, склада, с которого поставщик будет отгружать товары. Это нужно, чтобы на проверке доказать налоговикам, что поставщик — действующая организация.

Проверяем первичку на противоречия по методике налоговиков
Берите на заметку методику налоговиков, когда проверяете первичку. Они обращают внимание не только на то, чтобы были все обязательные реквизиты. Проверяющие ищут факты, которые не стыкуются с договором или другими данными. Поэтому, если вы заметили противоречия, требуйте, чтобы менеджеры исправили документы.
Убираем лишнее из договоров, чтобы не вызвать подозрения
Проверьте договор так, как это делают налоговики, когда изучают сделку с контрагентом. К примеру, как только в договоре упоминаются какие-то документы, инспекторы требуют, чтобы компания их представила. Так что лучше не писать лишние условия в договоре, если не уверены, что в точности это исполните. На практике же бывает, что навороченный договор, составленный для крупного контрагента, тиражируют на остальных. Но по факту не выполняют все условия такого договора. Или же компании берут типовые шаблоны договоров из интернета, но не адаптируют их к своей деятельности.

Вам также может понравиться

About the Author: